Запорожец, Александр Владимирович

Запорожец, Александр Владимирович
(1905–1981)
   Российский психолог.
   Доктор психологических наук (1959), профессор (1960), действительный член АПН СССР (1968), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии (1965-1967), член президиума АПН, создатель и директор Института дошкольного воспитания АПН СССР.
   Родился в Киеве. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ (1930) работал сначала лаборантом, а затем ассистентом кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. В 1931 году переезжает в Харьков, где работает старшим ассистентом, заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии, доцентом и заведующим кафедрой психологии (с 1938 г.) Харьковского педагогического института им. А. М. Горького. В первые годы Великой Отечественной войны З. работал в госпитале, занимался восстановлением движений раненых бойцов. В 1943 г. начинает свою преподавательскую деятельность на отделении, затем на факультете, психологии МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, а в 1960 г. - становится директором созданного им Института дошкольного воспитания АПН СССР.
   Научная деятельность З. тесно связана с именем его учителя Л. С. Выготского и его ближайших соратников - А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева и их последователей. Его многообразные научные интересы с самого начала были объединены единой идеей внутренней связи психики с деятельностью человека. З., наряду с Лурией и Леонтьевым, был одним из создателей психологической теории деятельности и психического отражения, основы которой были заложены в трудах Л. С. Выготского. Широкую известность получили его исследования в области возникновения психики.
   В конце 30-х гг. З., подводя итоги циклу исследований, посвященных восприятию детьми сказки и рисунка, пришел к выводу, что восприятие представляет собой специальное сенсорное действие. Впоследствии, на основе многочисленных исследований осязания и зрения, выполненных совместно с учениками и сотрудниками, он сформулировал основные положения теории перцептивных действий. Эта теория легла в основу разработки методов и практики сенсорного воспитания и обучения дошкольников.
   Особое место в научной биографии З. занимает исследование движений и действий. Начало этому циклу исследований было положено в годы Великой отечественной войны, когда он разрабатывал методы восстановительной терапии движений руки. Исследование развития произвольных движений было продолжено в послевоенные годы. Именно этот цикл работ он представил в качестве докторской диссертации и обобщил в известной монографии "Развитие произвольных движений" (1960).
   Переходя от изучения восприятия к изучению движений человека, З. кардинально изменил постановку проблемы формирования действий, считая, что в основе этого процесса лежит не упражнение моторной сферы, а построение образа ситуации и образа необходимых действий, внутренней картины движения. Как и Н. А. Бернштейн, он рассматривал движения как органы индивидуальности, что отразилось на его неизменном интересе к психологии установки и понимании установок не только как подготовки к действию, но и как средств выражения личностных свойств и качеств индивида. Отсюда вполне закономерен переход З. от исследования установок личности, в том числе и выразительных движений, к исследованию эмоциональной сферы личности.
   Придя в науку из искусства (З. был талантливым учеником украинского режиссера Леся Курбаса), он сохранил интерес к искусству, проявляющийся в исследованиях "эмоциональных" действий. Нереализованной осталась мечта З. - развить идеи Л. С. Выготского, изложенные в его неоконченной работе "Учение Спинозы о страстях в свете современной психоневрологии", и написать книгу об эмоциях человека. Именно этой теме была посвящена одна из последних публикаций З.: "Роль Л. С. Выготского в развитии проблемы эмоций".

Кто есть кто в российской психологии. 2011.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Запорожец, Александр Владимирович" в других словарях:

  • Запорожец Александр Владимирович — (30.08.1905, Киев 7.10.1981) советский психолог, ученик Л.С.Выготского. Биография. Окончил в 1930 г. педагогический факультет 2 го МГУ. Работал в качестве лаборанта у А.Р.Лурия. С 1931 г. работал сначала старшим ассистентом, затем заведующим… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович — (1905 81) российский психолог и педагог, действительный член АПН СССР (1968). Труды по психологии, психолого педагогическим проблемам дошкольного воспитания …   Большой Энциклопедический словарь

  • Запорожец Александр Владимирович — (1905 1981) советский психолог, ученик Л.С. Выготского . В 30 е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической шк …   Психологический словарь

  • Запорожец Александр Владимирович — [р. 30.8(12.9).1905, Киев], советский психолог, действительный член АПН СССР (1968). Окончил педагогический факультет 2 го МГУ (1930). С 1960 директор института дошкольного воспитания АПН СССР. Основные исследования по проблемам генезиса… …   Большая советская энциклопедия

  • Запорожец, Александр Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Запорожец. Запорожец, Александр Владимирович Дата рождения: 12 сентября (30 августа) 1905(1905 08 30) Место рождения: Киев, Российская империя Дата смерти …   Википедия

  • Запорожец Александр Владимирович — (1905 1981), психолог и педагог, действительный член АПН СССР (1968). Труды по психологии, психолого педагогическим проблемам дошкольного воспитания. * * * ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович (1905 81), российский… …   Энциклопедический словарь

  • Запорожец Александр Владимирович — Александр Владимирович Запорожец (30.8(12.9).1905, Киев,  7.10.1981, Москва)  психолог, действительный член АПН СССР (1968), д р пед. наук (1959), проф. (1960). Содержание 1 Биография 2 Научная деятельность 3 Основные публикации …   Википедия

  • ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович — [30.8(12.9).1905, Киев, 7.10.1981, Москва], психолог, д. ч. АПН СССР (1968), д р пед. наук (1959), проф. (1960). Окончил пед. ф т 2 го МГУ (1930). В 1929 31 сотрудник АКБ им. Н. К. Крупской. С 1931 в Харькове в Психоневрологич. академии;… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Запорожец, Александр Владимирович — Род. 1905, ум. 1981. Психолог, специалист в области психологии, психолого педагогических проблем дошкольного воспитания. С 1968 г. действительный член АПН СССР …   Большая биографическая энциклопедия

  • Запорожец, Александр Владимирович — (1905 1981)     психолог, действительный член АПН СССР (1968), д р педагогических наук (1959), профессор (1960). С 1931 в Харькове в Психоневрологической академии; в педагогическом институте (с 1938 зав. кафедрой). В 1943 60 в МГУ; в 1944 60 зав …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»